Разработка перспективной товарной политики предприятия

В настоящее время отечественными предприятиями реализуется переход к разработке перспективных планов предприятия с учетом технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции и развития ее рыночной конъюнктуры. Современное планирование требует комплексного подхода к товарной и ценовой политике предприятия, который с одной стороны аккумулирует и преобразовывает информацию об уровне развития рынков сбыта продукции и стратегию потенциальных конкурентов, а с другой постоянно соизмеряет свои реальные возможности участия в конкурентной борьбе.

Россия вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако, и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности. Под эффективностью производства понимается уровень использования материальных и трудовых ресурсов, который измеряется путем сравнения результатов производства с затратами или применяемыми ресурсами. План повышения эффективности производства - это комплексный план мероприятий по развитию научно-технического прогресса на предприятии, совершенствованию планирования и организации производства и управления им. Основной задачей планирования роста эффективности производства является разработка мероприятий по всемерному повышению эффективности производства и улучшению качества продукции на основе достижений науки, техники и передового опыта.

Данная курсовая работа посвящена вопросам разработки перспективного плана предприятия на основе выработки товарной и ценовой политики на ближайшую перспективу. Основой разработки таких планов служит технико-экономический анализ выпускаемой продукции.

Цель работы состоит в разработке перспективной товарной политики предприятия на основе технико-экономического анализа номенклатуры выпускаемой продукции за отчетный период, а также рыночной конъюнктуры товаров и перспектив развития предприятия.

Объектом исследования и разработки товарной политики является предприятие, выпускающее в базисном году три вида продукции А, В, С с различными технико-экономическими показателями. Перспективное изделие Д планируется к выпуску в ближайшей перспективе.

Исходные данные

Таблица 1

Группа показателей

Изделия

Условные обозн

Единицы измерения

А

В

С

Д

Показатели

Объемные

1.1 Производственная мощность по выпуску изделия

N max i

т.шт./год

50

100

200

250

1.2 Годовой объем реализации для внутреннего рынка

Ni

т.шт./год

30

85

120

-

1.3 Годовой объем реализации изделия по экспорту

Ni экс

т.шт./год

-

10

-

-

Стоимостные

2.1 Средняя цена реализации изделия на внутреннем рынке

Ц срi

руб.

800

420

140

100

2.2 Средняя цена реализации по экспорту

Ц срi экс

$

-

150

-

-

2.3 Себестоимость изделия

Сi

руб.

700

380

120

68

2.4 Средняя прибыль на 1 изделие при реализации на внутр. рынке *

ПРi

руб.

100

40

20

32

2.5 Средняя прибыль i-го изделия при реализации на внешнем рынке

ПР i экс

Руб.

-

4270

-

-

Организационно-технич.

3.1 Трудоемкость

Тi

Чел./час

100

50

40

32

3.2 Длительность производственного цикла

Тц i

дни

15

10

8

6

3.3 Удельный вес материалов, п/ф, комплектующих в себестоимости

Ум i

%

80

60

40

20

Качества

4.1 Наличие сертификата качества

+/-

-

-

+

-

4.2 Количество лет производства

лет

6

8

8

-

4.3 Процент брака

%

2

-

-

-

Эффективности производства

5.1 Рентабельность производства при реализации на внутреннем рынке*

Ri

%

14,28

10.52

16.66

47.05

5.2 Рентабельность для внешнего рынка

Ri экс

%

-

1123

-

-

5.3 Удельная прибыль трудоемкости собственного производства на внутреннем рынке*

Упрi

Руб./чел

1

0.8

0.5

1

5.4 Удельная прибыль трудоемкости собственного производства на внешнем рынке *

Упрi экс

Руб./чел

-

85.4

-

-

Показатели рыночной конъюнктуры

6.1 Общая емкость внутренних рынков в текущем периоде

Еi тек

Т.шт./год

80

200

400

1000

6.2 Общая емкость внешних рынков в текущем периоде

Еi тек экс

Т.шт./год

-

20

-

-

6.3 Перспективная емкость внутренних рынков

Еi пер

Т.шт./год

100

600

800

4000

6.4 Перспективная емкость внешних рынков

Еi пер экс

Т.шт./год

-

40

-

-

6.5 Количество рынков сбыта

2

2

2

1

6.6 Доля предприятия на внутреннем рынке*

Дi

%

37.5

42.5

30

-

6.7 Количество конкурентов на внутреннем рынке

3

4

1

2

6.8 Доля предприятия на внешнем рынке*

Дi экс

%

-

50

-

-

6.9 Количество конкурентов на внешнем рынке

-

3

-

-

* - данные показатели будут рассчитаны ниже.

Таблица 2

показатели

А

В

С

Д

Всего

Р1

Р2

Р1

Рэкс

Всего

Р1

Р2

Р1

Емкость внутренних рынков в текущем периоде (т.шт./год)

80

40

40

200

-

400

300

100

1000

Емкость внешних рынков в текущем периоде (т.шт./год)

-

-

-

-

20

-

-

-

-

Перспективная емкость внутренних рынков (т.шт./год)

100

60

40

600

-

800

500

300

4000

Перспективная емкость внешних рынков (т.шт./год)

-

-

-

-

40

-

-

-

-

Объем поставки предприятием (т.шт./год)

30

20

10

85

10

120

80

40

-

Доля предприятия*

50

25

42.5

50

26.6

40

-

Цена реализации изделия на внутреннем рынке* (руб.)

800

790

820

420

-

140

135

150

100

Цена реализации на внешнем рынке ($)

-

-

-

-

150

-

-

-

-

Количество конкурентов

3

1

2

2

3

1

1

-

2

Цена реализации конкурентов (руб.)

1к-820

1к-840 2к-850

1к-480 2к-450

1к-160 2к-140 3к-150

1к-150

1к-80 2к-120

Доля конкурентов

1к-40

1к-15 2к-15

1к-40 2к-17.5

1к-25 2к-15 3к-10

1к-20

-

1к-20 2к-10

Рекламная деятельность на рынке +/-

-

+

-

-

+

-

-

Технико-экономический анализ номенклатуры выпускаемой продукции и ее перспективности для предприятия

Расчет показателей, приведенных в таблицах исходных данных 1.1 и 1.2 и необходимых для проведения анализа.

Таблица 1.1

Показатель

Расчетная формула

Ед. изм.

2.4

Средняя прибыль на 1 изделие при реализации на внутреннем рынке: ПРi=Цi - Сi ПРА= ЦА - СА = 800-700=100 ПРВ= ЦВ - СВ = 420-380=40 ПРС= ЦС - СС = 140-120=20 ПРД= ЦД - СД = 100-68=32

Руб.

2.5

Средняя прибыль на 1 изделие при реализации на внешнем рынке: Прiэкс = Цiэкс * К$ - Сi, где К$ = 31руб, ПРВэкс = ЦВэкс*К$ - СВ= 150*31-380= 4270

Руб.

5.1

Рентабельность производства при реализации на внутреннем рынке: Ri = (ПРi/Сi)*100% RА = (ПРА/СА)*100%=(100/700)*100%=14,28 RВ = (ПРВ/СВ)*100%=(40/380)*100%=10,52 RС = (ПРС/СС)*100%=(20/120)*100%=16,66 RД = (ПРД/СД)*100%=(32/68)*100%=47,05

%

5.2

Рентабельность производства при реализации на внешнем рынке: Ri экс= (Прi экс/Сi)*100% RВ экс= (ПрВ экс/Сi)*100%= (4270/380)*100%= 1123

%

5.3

Уд. прибыль трудоемкости собств.производства на внутреннем рынке: Упрi=(Прi/Тi) У прА=(ПрА/ТА)=(100/100)=1 У прВ=(ПрВ/ТВ)=(40/50)=0,8 У прС=(ПрС/ТС)=(20/40)=0,5 У прД=(ПрД/ТД)=(32/32)=1

Руб./чел./час

5.4

Уд. прибыль трудоемкости собств.производства на внешнем рынке: Упрi экс=(Прi экс/Тi) У пр В экс=(Пр В экс/ТВ)=(4270/50)=85,4

Руб./чел./час

6.6

Текущая доля на внешнем рынке: Дi экс= (Ni экс/ Ei экс тек)*100% Д В экс= (N В экс/ E В экс тек)*100%=(10/20)*100%=50

%

6.7

Текущая доля на внутреннем рынке: Дi = (Ni / Ei тек)*100% ДА = (NА / E А тек)*100%=(30/80)*100%=37,5 ДВ = (NВ / E В тек)*100%=(85/200)*100%=42,5 ДС = (NС / E С тек)*100% =(120/400)*100%=30

%

Таблица 1.2

Показатель

Расчетная формула

Ед изм

6

Доля i-го товара на j-м рынке Дi-j = (Ni/Ei тек)*100% Д А-Р1 = (N А-Р1/E А-Р1 тек)*100%=(20/40)*100%=50 Д А-Р2 = (N А-Р2/E А-Р2 тек)*100%=(10/40)*100%=25 Д В-Р1 = (N В-Р1/E В-Р1тек)*100%=(85/200)*100%=42,5 Д В-Рэкс = (N В-экс/E В-экс тек)*100%=(10/20)*100%=50 Д С-Р1 = (N С-Р1/E С-Р1 тек)*100%=(80/300)*100%=26,6 Д С-Р2 = (N С-Р2/E С-Р2 тек)*100%=(40/100)*100%=40

%..

7

Средняя цена i-го товара Цср=(∑ Цi-j*Ni-j)/( ∑ Ni) Для товара А на рынке Р2: Цср А=(∑Ц А-Р2*N А-Р2)/(∑NА) 800=(790*20+x*10)/30 x=820 руб. Для товара С на рынке Р2: Цср С=(∑ Ц С-Р2*N С-Р2)/(∑NС) 140=(135*80+х*40)/120 х=150 руб.

Руб.

    Copyright © 2013 - Все права защищены