Каждому из оцениваемых показателей необходимо дать экспертную оценку от 1 до 5 баллов (возможна и другая градация в зависимости от необходимости чувствительности показателей). Присвоение оценки 1 балл означает слабую конкурентную позицию по определенному показателю, 5 баллов - сильную.
Модель пяти сил конкуренции М. Портера является действенным концептуальным инструментом для диагностики конкурентной напряженности на рынке и определения значимости влияния конкурентных сил на доходность бизнеса.[26]
Так называемая модель “пяти сил” М. Портера включает следующие ключевые элементы:
. Интенсивность конкуренции среди существующих на отраслевом рынке конкурентов
Факторы конкурентной борьбы:
• рост числа конкурирующих фирм;
• насыщенность рынка продуктом;
• наличие фирм, способных снижать цены на товар;
• рост доходов от завоевания дополнительной доли рынка;
• наличие условий, когда уход из бизнеса более затратен, чем продолжение конкурентной борьбы;
• углубление дифференциации фирм по показателям их конкурентоспособности;
• сильные компании из других отраслей приобрели слабые фирмы и перенесли на них свои стратегии;
• неблагоприятное соотношение рыночных долей;
• появились новые конкурентные стратегии, успешно применяемые некоторыми соперниками;
• успехи в конкурентной борьбе отдельных фирм, обеспечившие значительный отрыв от конкурентов;
• перспективы роста емкости рынка;
• наметившие тенденции укрупнения фирм путем создания интегрированных корпоративных структур;
• выросло количество фирм, находящихся в зоне банкротства.
. Угрозы со стороны потенциальных “новичков” на рынке
Основными группами факторов, характеризующих угрозу появления новых фирм на рынке, являются барьеры для входа в рынок и ожидаемая реакция со стороны фирм, функционирующих на рынке.
Основные ограничения для входа в рынок:
• отсутствие достаточного опыта в управлении издержками производства;
• необходимость больших затрат на формирование имиджа;
• размер инвестиций для открытия фирмы (приобретение активов);
• эксклюзивные права уже существующих фирм,
• доступ к каналам распределения продукта;
• государственные ограничения (лицензирование, стандартизация).
. Появление товаров-заменителей
Факторы угроз:
• цены товаров-заменителей ниже, что снижает спрос на предлагаемые товары;
• найдены заменители с качественно новыми, более привлекательными характеристиками;
товары-заменители обеспечивают совершенно новый способ удовлетворения потребностей;
• заменители более доступны для потребителя.
. Экономический потенциал покупателей
В данном случае необходимо рассматривать не только поребительский, но и деловой рынок, потребляющий продукцию в виде факторов производства. Сила влияния значительна, если:
• на рынке действуют немногочисленные крупные фирмы, покупающие продукцию большими партиями;
• покупки крупных покупателей составляют значительную долю всех продаж;;
• экономически целесообразной для потребителей является практика приобретения товаров у нескольких продавцов (торги);
• потребители делового рынка демонстрируют угрозу обратной интеграции в отрасль продавца;
• предлагаемый товар существенно стандартизован, что облегчает переход к другим поставщикам.
. Экономический потенциал поставщиков
Этот фактор особенно сильно проявляется в следующих случаях:
• продукция предприятия ресурсоемка;
• на рынке поставщики являются монополистами;
• продукция поставщиков настолько дифференцирована, что перейти к другому поставщику сложно или дорого;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|