наличие возможности дифференциации.
Известно, что чем ближе ситуация на рынке к состоянию идеальной конкуренции, тем выше интенсивность конкуренции на рынке. Выявленные факторы (низкие входные барьеры, наличие возможности дифференциации), разнонаправлено влияют на степень интенсивности конкуренции.
Низкие входные барьеры - приближают ситуацию к состоянию идеальной конкуренции.
Наличие возможности дифференциации - наоборот, удаляет состояние рынка от состояния идеальной конкуренции.
В целом, согласно результатам анализа, интенсивность конкуренции на рынке торговли одноразовой одежды может быть оценена как высокая: на рынке существует большое количество участников (оптовых и розничных торговцев и производителей), ни один участник или небольшая группа участников не может диктовать правила игры на рынке или кардинально влиять на ситуацию на рынке в целом, низкие входные барьеры открывают дорогу к легкому процессу появления новых конкурентов. При этом имеющиеся возможности дифференциации рынка, снижающие остроту конкуренции, практически не используются.
Зная оценочную емкость рынка за год в целом и по каждому товару отдельно, а также имея ввиду сделанный выше вывод о существующей интенсивной конкуренции на изучаемом рынке, рассмотрим вопрос о том, какое место занимает ООО «Лика» на рынке торговли одноразовой одеждой, т.е. как поделен этот рынок между многочисленными производителями и торговцами (оптовыми и розничными).
Анализ конкурентов и рынка
Оценим конкурентов компании «Лика».
Анализ изменений объемов реализации, темпов роста и доли рынка пяти ведущих компаний (1-я пятерка), производящих и реализующих одноразовую одежду позволяет определить круг конкурентов (табл. 4).
По итогам 2009 г. «Здравмедтех-К» лидирует по объемам со значительным отрывом от ближайших конкурентов, т.е. потребители (покупатели) данного вида продукции предпочитают именно там приобретать. Однако сопоставление темпов роста показывает, что для сохранения лидирующего положения «Здравмедтех-К» необходимо увеличить темпы прироста продаж. В противном случае через 2-3 года предприятие может утратить лидирующую позицию.
Таблица 4. Показатели производственной деятельности компаний по продаже одноразовой одежды в 2008-2009 гг.
№ п/п |
Предприятие |
Продажи, млн руб. |
Прибыль, млн руб. |
Рентабельность, % * |
Темп роста | | |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
Прод. |
Приб. |
1 |
Здравмедтех-К |
166,5 |
135,54 |
23,4 |
22,2 |
14,1 |
16,4 |
122,8 |
105,4 |
2 |
Профи-Ти |
99,9 |
74,72 |
24,9 |
23,4 |
24,9 |
31,3 |
133,7 |
106,4 |
3 |
Антис |
99,9 |
79,79 |
11,1 |
10,5 |
11,1 |
13,2 |
125,2 |
105,7 |
4 |
Euromed |
66,6 |
53,19 |
13,5 |
12,9 |
20,3 |
24,3 |
125,2 |
104,7 |
5 |
Лика |
60,0 |
50,46 |
8,95 |
7,3 |
14,9 |
14,5 |
118,9 |
122,6 |
|