• предприятие не является покупателем, связями с которым поставщик дорожит;
• существует прямая угроза интеграции покупателя в бизнес продавца;
• поставщики имеют возможность интенсивно использовать ценовой фактор, снижая доходность бизнеса покупателя;
• ухудшение качества продукции поставщиков, приводящая к уменьшению прибыли предприятия-потребителя.
М. Портер выдвинул идею выделения стратегических групп конкурентов - множество соперничающих в отрасли фирм, имеющих общие черты: аналогичные товары и услуги, сервисное обслуживание, сбытовые системы.[27]
Выделение стратегических групп конкурентов позволяет реально ощутить конкурентную борьбу в отрасли, поскольку:
• фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп(обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри групп);
• фирмы в различных стратегических группах имеют разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность;
• изменение рыночных условий может иметь различный эффект для разных групп.
На основании всего вышесказанного проанализируем отраслевое окружение с помощью 5 сил Портера.
2.2.1 Анализ отраслевого окружения с помощью 5 сил Портера
Рассмотрим группы факторов , влияющих на конкуренцию, применительно к изучаемому рынку производства одноразовой одежды.
Угрозы появления новых конкурентов. Барьеры вхождения на рынок / барьеры выхода.
Барьеры вхождения на рынок для новых фирм (производителей или посредников-торговцев одноразовой одеждой, и т.д.) оценивались с помощью экспертных оценок по пятибалльной шкале. В частности, оценивались такие параметры, как объем необходимого стартового капитала, имидж товара и фирмы, место расположения, возможность привлечения клиентов, возможность установления долговременных отношений с поставщиками, необходимость опыта работы на рынке.
Оценки экспертов приведены в таблице 2 (5-баллов - это оценка соответствующая максимальному значению фактора, 1- балл - минимальному).
Как видно из данных таблицы 2, барьеры вхождения на рынок невысоки.
Таблица 2. Оценки экспертов факторов, препятствующих вхождению на рынок производства одноразовой одежды
Факторы |
Средние значения оценок |
Объем необходимого стартового капитала |
3 |
Имидж товара |
1 |
Имидж фирмы |
2 |
Местонахождение |
2,5 |
Возможность привлечения клиентов |
1,5 |
Возможность установления долговременных отношений с поставщиками |
2,8 |
Необходимость опыта работы на рынке |
2,6 |
Средний балл |
2,2 |
Все остальные рассмотренные факторы имеют еще меньшее значение. В результате итоговый средний балл оказался на уровне ниже среднего и равен 2,2 (по пятибалльной системе).
Угроза появления услуг-заменителей. Давление со стороны товаров-заменителей
Применительно к рынку торговли одноразовой одежды, сопутствующих товаров и аксессуаров давление со стороны услуг-заменителей можно исключить из анализа ввиду отсутствия таковых. В силу того, что заменяемость товара близка к нулевой, косвенная конкуренция практически отсутствует, и любая конкуренция рассматривается как прямая.
|