Прежде чем приступит к разработке модели мотивации на предприятии, необходимо определиться с тем, а что же такое мотивация? Мотивация - совокупность процессов, которые побуждают, направляют и поддерживают поведение человека в направлении достижении определенной цели.
Существуют различные факторы мотивации, которые определяют, что является наиболее ценным, важным для человека. Как правило, это не один фактор, а несколько и вместе они составляют карту или набор мотивационных факторов. Факторы мотивации делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы мотивации: деньги, карьера, статус, признание, престижные вещи, эстетика быта, возможность путешествовать и др.
Внутренние факторы мотивации: мечта, самореализация, идеи, творчество, самоутверждение, убежденность, любопытство, здоровье, нужность кому-то, личный рост, потребность в общении и др.
Знание факторов мотивации является для руководителя основополагающим, поскольку именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации является основой для согласования интересов сотрудника и компании, разработки системы мотивации. Выявить набор мотивационных факторов можно разными способами. Это может быть и интервью, и тестирование, и анкетирование. Выбор конкретного инструмента всегда зависит от ситуации в компании, от планируемых результатов, от навыков самого руководителя и /или специалиста по управлению персоналом.
После того, как мотивационные факторы выявлены различными способами, необходимо выбрать инструменты, какими можно мотивировать сотрудника, сколько это будет стоить компании, и эффективность системы в целом?
Прежде всего, основными мотиваторами для сотрудника могут являться: заработная плата; содержание труда; интенсивность труда; защита трудовых прав работника; отношение руководства к сотруднику; взаимоотношения в коллективе; возможность повышения квалификации и др.Т.е. это именно те инструменты, которые можно использовать в компании.
С другой стороны, с позиции компании можно разделить все возможные инструменты мотивации на две большие группы: это материальные и нематериальные мотиваторы.
К материальным инструментам мотивации относятся: заработная плата, премия, компенсационный (социальный) пакет, опцион в компании и др.
Нематериальных инструментов гораздо больше. Например: переходящий титул на ограниченный период, почетная грамота, знак отличия, размещение фотографии на Доске почета, награждение билетами в театр (с семьей), именные канцелярские принадлежности (бумага, папки, файлы и т.д.), фото представителя в буклете кампании, оплата проезда, оплата абонемента в спортивный клуб, новый принадлежности для бизнеса, бесплатные обеды на неделю в ресторане, именные часы, возможность в течение дня испытать себя в роли руководителя, совместные коллективные мероприятие (спорт и отдых) и др.
Для сотрудников, чьими основными мотиваторами является признание, карьера, статус, самоутверждение у руководителя есть еще несколько вариантов нематериальных инструментов: участие в принятии решений; делегирование полномочий; участие в новом проекте компании; передача важного (ключевого) клиента.
Изучим мотивационный механизм, существующий в ООО «СЕЗАМ».
По способу воздействия обычно подразделяются на три основные группы: административные, экономические и социальные. Руководство ООО «СЕЗАМ» для стимулирования труда своих работников использует следующие методы. Основным экономическим методом мотивации персонала в компании является зарплата, начисляемая по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда.
Использование прямой сдельной системы оплаты труда рабочего предполагает, что размер заработка определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции. Вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|