привлечение персонала к принятию решений, согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте;
доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия;
совершенствование системы соблюдения социальных и индивидуальных потребностей работников;
расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого работника и организации в целом;
обеспечение культуры организации;
создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.;
планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.), процедур оценки и должностного перемещения (повышения, ротации);
организация процессов обучения, оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий;
активизация карьерных устремлений руководителей, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой.
Важной составляющей нематериальной части мотивационного механизма является полное обеспечение социальных гарантий. Одним из наиболее распространенных видов мотивации является социальный пакет, представляющий собой льготы, которые предоставляются работодателем помимо закрепленных законодательством прав сотрудника.
Дополнительными социально-экономическими выплатами и гарантиями в настоящий момент в ООО «СЕЗАМ» могут стать: повышение квалификации за счет компании, предоставление бесплатных стоянок для автомобилей, получение денежных кредитов, бесплатное питание в офисе, оплачиваемая мобильная связь и проезд в транспорте, предоставление абонемента в фитнес-центры и т.п. Использование в полной мере перечисленных выше гарантий, окажет существенное влияние на ощущение социальной защищенности работников.
Мотивационный механизм окажется неполноценным, если помимо положительных стимулирующих факторов, в нем не окажется и негативных: наказания за прогулы, опоздания, уход с рабочего места, нарушения правил техники безопасности, грубость клиентам, воровство, несвоевременное выполнение порученной работы, употребление спиртных напитков в рабочее время.
Говоря об использовании социально-психологических методов стимулирования персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками:
постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии;
об изменениях в соответствующих секторах рынка;
об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях.
Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:
поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,
развитие системы управления конфликтами,
формирование и развитие организационной культуры.
Психологический климат в коллективе является одним из важнейших условий повышения эффективности. Устойчивый психологический климат характеризуется стабильностью коллектива и удовольствием, с которым люди ходят на работу. Конечно, избежать конфликтной ситуации полностью невозможно, т.к. многие ее источники вне власти руководителя, но ослабить ее воздействие можно и нужно, если квалифицированно осуществлять функции менеджмента. Управленческому персоналу ООО«СЕЗАМ» при развитии системы управления конфликтами необходимо стремиться избегать деструктивных конфликтов, который приводит к снижению личной удовлетворенности членов трудового коллектива, уменьшению группового сотрудничества и эффективности организации.
|