Для предупреждения конфликтов на предприятии может быть налажена определенная система предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий, которая включает в себя ряд мероприятий:
четкое определение и разъяснение требований к работе для всех структурных подразделений и должностных лиц;
создание и поддержание благоприятного микроклимата в организации и культуры организации;
постановка и развитие организационных целей;
стимулирование участия работников в решении общеорганизационных проблем;
отладка механизма обратной связи в системе коммуникации организации;
создание механизма улаживания расхождения интересов и возникающих проблем (организационные совещания, возможность обращения с предложением или просьбой к ответственным или вышестоящим лицам) и т.д.
Такая система позволит руководителям во время обнаруживать возникающие конфликты, эффективно выявлять их причины, быстро начинать управление конфликтными ситуациями, а следовательно, и предотвращать наиболее тяжелые последствия деструктивных конфликтов, такие как формализацию отношений, психологический антагонизм и практически всегда следующее за ними снижение общей результативности работы. Таким образом, создание на предприятии системы предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий позволит обеспечить высокую эффективность функционирования системы управления на предприятии, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Немалую роль в поддержании благоприятного климата в коллективе играет организационная культура. Организационная культура в организации существует независимо от того, применяются ли специальные методы ее формирования руководством или нет. Между тем, организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. Формирование организационной культуры сегодня является одним из важнейших элементов системы стимулирования и мотивации персонала.
Основные методы формирования и поддержания организационной культуры:
поведение руководителя - он должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных;
заявления, призывы, декларации руководства;
реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях;
обучение и повышение квалификации персонала призвано передавать работникам необходимые знания, и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации;
развитие системы стимулирования в соответствии с потребностями работников - построение системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством оргкультуры;
критерии отбора в организацию;
организационные традиции и порядки, действующие в организации.
Оценку эффективности мотивации персоналапроведем с помощью формулы оценки, учитывающую эффекты, возникающиепри увеличении производительности труда, снижении текучести кадров и приобучении персонала с последующим совмещением нескольких профессий, предложенного С.А.Шапиро.Для этого определяются отдельные показатели эффективности:
) эффект от уменьшения текучести кадров (ежемесячный):
Эт = Зн x Р(Кт1 - Кт2),
гдеЗн - затраты на новичка = Зот / Рот,
Зот - затраты на отбор персонала,
Рот - количество отобранных кандидатов,
|